Он вольный художник, который рисует от серого чёрным...
Заметки о природе Беларуси.
Фото галереи сайта
Заметки о природе Беларуси.
Почему я стал изучать сов.
Почему я стал изучать сов 2.
Почему я стал изучать сов 3.
Почему я стал изучать сов 4.
Какие там ещё совы?
Проект "Совы".
СОВЫ У СЕБЯ ДОМА.
1. Мохноногий сыч.
2. Глушец. Следы древней жизни.
3. Встреча с семейством.
4. Совиная ночь.
5. Обитатель города.
6. Озеро смерти.
7. Хлев.
8. Барсучий гон.
9. Исчезнувшее поселение.
10. Девушка Синильга.
11. Не сезон.
12. Король ночных рек.
13. Спутники.
14. Кое-что про филина.
15. Дождь над Можей.
16. Мартовский сыч.
17. Крот на обед.
18. Мы падаем.
19. Подарок от Синильги.
20. Пара на Уборти.
21. Старица. Налибокская пуща.
22. Зима 2012.
23. Ушастик на поселении.
24. Ушан, сплюшки и другие.
25. Галый Бор и несвижский замок.
26. Февраль 2013 года.
27. Зима. А вот в наши годы...
28. Лебедь на Бобре.
29. Сто метров до Можи.
30. Сыч красавец и жёлтые подводные озёра.
31. То ли апрель, то ли зима.
32. Маленькая поездка в Мир.
33. Филин и мохноногий сыч.
34. Тремля, куница и страна фиолетовых гор.
35. Куница-инвалид.
36. Примень.
37. Любчанский замок.
38. Редкая встреча.
39. Новогрудок.
40. Золотые руки Ивенца.
41. Болотные совы.
42. Ночь дождя.
43. Кресты. Память разных войн.
44. Пекалин. Усадьба Монюшко.
45. Бобр. Ведическое капище.
46. Маленькая голубая белочка.
47. Лесные сони и кое-кто ещё.
48. Эмоции, воздействие, половой диморфизм и сплюшка.
49. Сова на четыре ноты.
50. Охота на сплюшку.
51. Кто такой сателлит?
52. Взаимоотношения.
53. Бородатая неясыть.
54. Забытый стационар.
55. Свято место.
56. Утро летних туманов.
57. Из жизни сорокопутов.
58. Сатаров лес.
59. Будка с колодцем.
60. Вторая пара.
61. Кто доминирует в паре?
62. Ещё раз о половом диморфизме у серых неясытей.
63. Осенние неясыти.
64. Голубой лес.
65. Мороз и Солнце.
66. Время начала токования.
67. Мои неясыти.
68. Дети Сатарова леса.
69. Заметки к образу жизни воробьиного сычика.
70. Тишина на Дедике.
71. Свадьба Владислава Ягайло и Софьи Гольшанской
72. Хлев-2017 в мае. Аналогия Дедика.
73. Синильга. Бородатая неясыть и другие.
74. Совы Синильги.
75. Цена неудачи.
76. Молодая самка.
77. Семейство воробьиных сычиков... Или нет...
78. Год мохноногих сычей.
79. Хлев-2017. Осень. Новое поколение.
80. Оленья преграда.
81. Октябрьский воробьиный сычик.
ТРАВЯНАЯ ЛЯГУШКА.
1. Ноябрь. Фильм о жизни травяных лягушек.
2. Жизнь в декабре.
3. Аномалии января.
4. Гонадотропин.
5. Смерть и любовь.
6. Конкуренты и соседи.
7. Зима в марте.
8. Икра.
9. Первый шаг.
10. Ротовые диски.
11. Русалки и агрегации.
12. Уша. Танцы миног.
13. Уша. Бобровые плотины.
14. Асино. Удивительное время года.
15. Мини Гранд-Каньоны.
ОСТРОМОРДАЯ ЛЯГУШКА.
1. Два вида.
2. Голубое и оранжевое.
КРАСНОБРЮХАЯ ЖЕРЛЯНКА.
1. Ночной маячок.
2. Апрель 2012.
КВАКША ОБЫКНОВЕННАЯ.
САЛАМАНДРЫ БЕЛАРУСИ.
1. Драконы подземелий. Обитают ли они в Беларуси?
2. Саламандры заповедника.
3. Тритон.
4. Первый.
5. Половой диморфизм.
6. Свадьба тритонов.
7. Сперматофор.
8. Типовая территория.
9. Икра. Личинки. Тритончики.
10. Ночная жизнь.
11. Тритон в подземной жизни.
СЕРАЯ ЖАБА.
1. Жизнь жабья.
2. Рюкзачок на спине.
3. Сперматофор серой жабы.
4. Чёрный шнур.
5. Жабы путешественники.
ЗЕЛЁНАЯ ЖАБА.
1. Происки врагов и прочее.
КАМЫШОВАЯ ЖАБА.
ЧЕСНОЧНИЦА.
СООБЩЕСТВА.
1. Четыре вида.
2. Экологическая ниша или нет.
3. Атмосферное давление.
ДЮНА КОРОНА.
1. У начала времён.
2. Побег Михалыча.
3. Первая аррибада.
4. Гадючья лихорадка и Молодая.
5. Иная история Молодой.
6. Новая Шамбала.
7. Позвоночник черепахи.
8. Недоступная пустыня Беларуси.
НАСЛЕДНИКИ ДИНОЗАВРОВ.
1. Амфибии и рептилии ПГРЭЗ.
2. Наследники динозавров.
3. Жизнь семейная.
68. Дети Сатарова леса.

 Познающий природу познаёт истину, возвышающую душу. Дети Сатарова леса.  Мужик помирать собрался, а жито сей.


     



Птенец на ветке граба.


Птенец оглядывается.

Малыш ждёт маму с обедом. Ему просто хочется кушать.

Он слушает меня.

Малыш ждёт мать.

Сова, вестник смерти. Пабло Пикассо. 1952.
"Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?" (Пабло Пикассо).
  • Дети - всегда дети. Забавные и беззащитные. Их хочется приласкать, защитить, накормить, успокоить. Даже если эти дети - маленькие совята. Или точнее - особенно если это маленькие совята.
  • Они выглядят такими наивными и милыми в своём ночном доме. Кажется, что вот-вот попросят тоненькими голосочками - "не обижайте нас".
  • Хорошо, что мрак ночи и густая листва достаточно надёжно укрывают их. Да и время их активности - та пора суток, когда люди весьма редко бывают в лесу.
  • А то - ... я не очень уверен в человеческой доброте или, хотя бы адекватности.
  • Вспомните произведения Пабло Пикассо или Франциско Гойя. Интересен ход высказываний Пикассо. С одной стороны, сова - вестник смерти. И тут же - "Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?".
  • На основании чего же именно сова, в таком случае, вестник смерти? Сова! Не имеющая отношения ни к вестям, ни к смерти человека. Сова, виноватая лишь в том, что живёт ночью.

Сон разума рождает чудовищ. Франциско Гойя. 1797.

Неужели нас никто не развяжет? Франциско Гойя. 1797-1798.
  • Франциско Гойя. Нет, я не собираюсь анализировать его Капричос. Этого и так достаточно. Но в одной из самых известных работ этой серии чудовища представлены, прежде всего, в образе сов. Придумав название своему шедевру, Гойя добавил - «Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
  • То есть, добавив к образу монстра движения разума, превращаем всё в искусство. И этот образ создан в виде совы. Совы, которая уж точно не монстр.
  • И пошло и поехало, кто только не копировал эту идею. Идею - да. Но именно сова накрепко оказалась привязанной к монстрам, нечистой силе, потусторонним мирам, вестникам смерти и прочее, прочее...
  • Впрочем не с Гойи всё это началось. Его винить в привязке негатива к сове нельзя.

Вы не убежите. Франциско Гойя. 1799.

Сон разума рождает чудовищ (Африка). Фото ЙИНКА ШОНИБАРЕ. 2008.
  • Кстати, следует упомянуть, что Гойя, создавая свой шедевр, первоначально дал ему совсем другое название - "Всеобщий язык". Но сам же посчитал это не очень скромным названием.
  • А зря, с моей точки зрения, зря. Мне кажется, это название более соответствует замыслу. Впрочем...
  • Каспар Давид Фридрих. Ещё один художник, в чьём творчестве сова связана со смертью человека. Работы великолепны, но связь только в фантазиях автора. Нет её, связи. Если сова и прилетает на кладбище, то лишь за мышами, а её ночной крик там - песнь жизни и любви. И никак иначе.
  • Кроме человека, смерти не поклоняется никто.
  • Баба-Яга. Среди основных свойств этого персонажа - связь мира живых и мира мёртвых. О сове при Бабе-Яге обычно упоминается не очень много. Но присутствует там сова достаточно часто. Мыши, лягушки (живые и сушёные), змеи, чёрные коты, гуси-лебеди и подобные - явные помощники Бабы-Яги.
  • Но что там делает сова? Летает следом за Ягой, сидит на крыше избушки. И что? Символизирует собой ночь?

И пошло и поехало... Ну, кто ещё перерисует Гойю?

Сова на могиле. Фридрих, Каспар Давид (Дэвид). 1837.

Баба-Яга. Художник - Васнецов Виктор Михайлович. 1917.

Пейзаж с могилой. Гроб и сова. Фридрих, Каспар Давид. 1837.

Базиль Эде. Неясыть.
  • А вот и ещё одно интересное использование образа совы: "...прошлой ночью он видел тяжёлый сон: он видел старую развалившуюся юрту и в ней свою семью в страшной бедности. Жена и дети зябли от холода и были голодны. Они просили его принести им дров и прислать тёплой одежды, обуви, какой-нибудь еды и спичек. То, что он сжигал, он посылал в загробный мир своим родным, которые, по представлению Дерсу, на том свете жили так же, как и на этом. Тогда я осторожно спросил его о криках ночной птицы, на которые он отвечал своими криками. — Это ханяла, — ответил Дерсу. — Моя думай, это была жена. Теперь она все получила".
  • Ханяла на языке Дерсу, это - тень, душа.
Художник - Горбатов В.А.

Константин Васильев. Человек с филином.


Гроот И.Ф. Сова, сидящая на суку.

Дерсу Узала общается со своей умершей женой через костёр и крик ночной птицы (совы). Рисунок из книги: Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края: По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. - М.: Мысль, 1987. - 492 с., ил.

Игорь Ожиганов. Русь.


Игорь Ожиганов. Вспоминая свои корни.


Игорь Ожиганов. Русь.

Памятник Дерсу Узала в городе Арсеньев. На правой панели памятника стилизованное изображение совы. Случайность?
  • Литературный образ Дерсу почти полностью списанный Арсеньевым с реального человека Дэрчу Оджала и его общение с миром сов очень интересно вот чем.
  • Дерсу, живший на сто лет позже появления шедевров Гойи и за пятьдесят лет до работ Пикассо, конечно же, ничего о них не знал. Как, впрочем, не знал и обо всех прочих мистификациях образа сов.
  • Но вот причины и сроки возникновения этих мистификаций у художников и таёжного охотника-одиночки, возможно, одинаковые.
  • И Дерсу, как бы это парадоксально не звучало, стоит к ним ближе, чем художники.
  • Для Дерсу сова и реальное существо (как он говорил - "другие люди в другой рубашке") и тень близкого человека. Но она не столь важна в его жизни, как объекты его охоты или как опасный тигр. Поэтому и общается он с совой не таким способом и не так часто, как с оленями или кабанами.

Фотография Дерсу Узала, сделанная самим Арсеньевым В.К.

Бизоны пещеры Шове.


  Пещерные львы пещеры Шове.

 Наскальный рисунок совы в пещере Шове во Франции. Материал взят с сайта http://archeologie.culture.fr/chauvet/fr/mediatheque.
Рисунки в пещере создавались приблизительно в два периода от 37 до 33,5 и от 31 до 28 тысяч лет назад.
 
Носороги пещеры Шове.


Лошадь пещеры Шове.

От начального замысла остались только совы.
  • Когда и где началась мистификация образа совы, которая гипертрофировалась сегодня так, что оказалась полностью оторванной от реальности?
  • Древнейшие сведения о знакомстве человека с совами относятся к наскальным изображениям, сохранившимся преимущественно в пещерах. Одними из самых знаменитых пещер с рисунками сов являются Шове и Труа-Фрер во Франции.
  • Следует отметить, что возраст рисунков пещеры Шове составляет примерно 37000-28000 лет, а пещеры Труа-Фрер - около 15000 лет.

  Художник - Flavia Strani.

Обломок фигурной части копьеметалки. Пещера Труа-Фрер.


Изображение "колдуна". Пещера Труа-Фрер.

Гравированное изображение пары сов в пещере Труа-Фрер во Франции. Размер изображения по горизонтали составляет 87 см. Материал взят с сайта http://arh2.instarcom.org/ONLINE/Sher_frafmenty_2/Sher_caves_2.htm.
Рисунки в пещере создавались примерно 15 тысяч лет назад.

Изображение неизвестного существа. Возможно - кузнечика. Пещера Труа-Фрер. 


Различные животные. Труа-Фрер.
Одна из дорог в лесах между полей.
  • Разница в возрасте рисунков и сами рисунки показывают любопытнейшую вещь. Рисунок Шове гораздо более примитивен, чем рисунок Труа-Фрер. Причём последний рисунок представляет собой целую композицию. Правая фигура совы видимо не была прорисована до конца по каким-то причинам. А между совами и над ними нарисовано ещё нечто, тоже не дорисованное.
  • Фантазировать о содержании композиции Труа-Фрер, одиночном рисунке Шове и видовой принадлежности сов на обоих рисунках можно многое, но разница в тщательности исполнения и детализации явно бросается в глаза.
  • Отсюда напрашивается вывод - за 15-20 тысяч лет человек научился либо более детально изображать не очень значимые, для него, объекты окружающего мира, либо эти объекты (а именно - совы) стали иметь большее значение.
  • Я в большей степени склоняюсь именно к возрастанию роли сов в жизни человека и вот почему.
Сломанная бурей осина в лесу, где обитают серые неясыти.
Засохшие ветки дуба.


Сухой дуб.

Первый совёнок, который попал в кадр. Обратите внимание - полоса между глаз у него изогнутая.
Живой дуб.


Куча камней под грабовыми ветвями.
Дубовый "букет".
  • Если сравнить все прочие рисунки пещеры Шове с рисунком совы там же, и такое же сравнение провести для рисунков Труа-Фрер, то выявляется следующее - большинство иных изображений присутствуют в большем количестве и нарисованы они тщательнее. Безусловно, пещерные львы, медведи, носороги, мамонты, зубры, олени имели огромное значение для человека. На них охотились, от них защищались. Совы же становились добычей человека лишь в редких случаях. Если учесть ночной образ жизни сов, когда увидеть их было, как правило, нельзя, то становится понятно, почему человек в те времена уделял в своём творчестве им значительно меньше внимания.
  • Но вот голос, ночные крики, таинственное появление сов из темноты и такое же загадочное и бесшумное исчезновение, а нередко и встреча с совами именно в тех пещерах, где создавались галереи, не могли остаться без внимания.

Опушка леса.
Загадочные холмики в грабовом лесу. Что они в себе скрывают?


Под сенью грабового леса.

Удачный кадр. Даже веточка перед головой совёнка не сильно повлияла на резкость снимка.
Гнездо на берёзе.


  Сосна и ель.

Комки сухих листьев иногда создают иллюзию сидящей на дереве птицы.
  • Кроме того, специалисты, изучающие пещерные рисунки, утверждают, что некоторые из групп изображений, возможно, представляют собой мифологические сюжеты. В совокупности с возрастанием детализации рисунков сов это является ещё одним свидетельством возможности мистификации также и образа сов.
  • Получается, что 15000 лет назад люди, так же как и Дерсу Узала, и знали о реальных совах и представляли их в качестве неких духов, проводников в иные миры и прочее. Причём от времён рисунков Шове до рисунков Труа-Фрер степень такой мистификации явно усилилась.
  • Затем люди постепенно утратили природные знания и предпочли лишь фантазии. Вот как формировалась нелепая демонизация образа сов.
  • О том, что такое настоящие совы, как они живут, мы не только забыли, но и продолжаем подменять реальность фантазиями. Так проще.
  • И вот уже всё перевёрнуто с ног на голову. Совы - демоны, чудовища, вестники смерти.
  • "А что там изучать" - как сказал один горе-академик. Вот так-то.
Замшелые дубы.

Обломанная осина.
 
Дупло в стволе сосны.

Второго совёнка удалось сфотографировать метрах в ста от первого. Он сидел на большом дубе. Полоса на лицевом диске у него прямая.

Полянка в лесу.
 
Одна из многочисленных дорог в грабовых лесах.

Молодой грабовый лес.
  • Каждый раз, когда встречаешься в лесу с совами, убеждаешься, насколько они не соответствуют всем этим сказкам о контактах с "загробным миром". Дерсу Узала, безусловно, было грустно без своих родных, которых он потерял. И голос совы в темноте ночи он воспринимал как голос оттуда, как связь между его действиями возле костра и ответом жены и детей. Он не представлял себе другого мира.
  • Голос совы ночью - это действительно, нечто завораживающее, волшебное, неведомое. Когда в полной тишине и темноте, где-то далеко за полночь, совершенно неожиданно раздаётся бархатистый, вибрирующий крик самца серой неясыти из-за чуть заметной кромки дальнего леса под звёздным куполом ночного неба...
  • Это надо ощутить только там, передать каким-либо способом это почти невозможно.

Дорога.
"Дикие рога".


В грабовом лесу лужи на дорогах сохраняются долго.

Грабовый лес. Сказочная фантастика! Он кажется совершенно не реальным.

Старый граб.

Дуб в грабовом лесу.
Молодые клёны под дубом.
  • 25 июля 2016 года повезло вновь оказаться в Сатаровом лесу.
  • Теперь спустимся с небес на землю и подведём некоторые итоги. Зафиксированные наблюдения там, в Пружанском районе, в окрестностях деревни Глушец, я начал в 2008 году. Хотя я и до этого бывал там, но до того времени вёл наблюдения лишь отрывочного характера, присматриваясь к местности и изучая её.
  • В 2009 году в 4 утра 23 июля рядом с деревней Чадель удалось впервые услышать голос самца серой неясыти. Это явно был территориальный, коммуникативный крик, в конце ночи, который свидетельствовал, что где-то там явно обитает пара, возможно с птенцами. Там был их участок, их дом.

Чьи лапки на дне высохшей лужи?

"Шапка" остролистого дуба.
 
Та же "шапка" крупным планом.

Вот именно из того леса, за полем, в 2009 году удалось впервые услышать здесь крик самца серой неясыти. Съёмки сделаны рядом с деревней Чадель 31 июля 2009 года.

Вечерние облака.


Слизень лимакс чёрный на ночной дороге.
Дождь.
  • Самец, прокричав пару раз в утреннем сумраке, замолчал. Дело своё он сделал, обозначившись как хозяин. Конкуренты не отозвались, дома был полный порядок, можно было отправляться на дневной отдых.
  • Предварительной аудиопровокации я не делал, поэтому можно было считать, что повезло. Появилась ниточка надежды - вот они, здесь, значит найдём!
  • Ага... Как бы нет так! Скоро сказка сказывается. Места будущих встреч оказались на расстояниях в 2-3 километра друг от друга по лесам, полям, дорогам, а нередко и по бездорожью. Куда, в какую сторону идти, изначально было совершенно не известно.
  • Это сейчас, когда ситуация стала немного проясняться, кажется, что всё просто и понятно.
Закат после грозы.
Дорога в Сатаров лес.


Чадель. Небольшая деревня на самой окраине Беловежской пущи.


Полоска дубов.

Схема местности, вблизи деревни Глушец. Наблюдения с 2008 года. Красный треугольник - место, где отмечен самец серой неясыти в 2009 году. Голубой треугольник - встреча с самцом в 2014 году. Красная и синяя мерцающая заливка - граница двух пар серый неясытей, где отмечены два самца, две самки и птенцы с обеих сторон. Это граница конфликтной ситуации двух пар в 2014 году. Оранжевый треугольник - место встречи самца и самки в 2015 году. Синий треугольник - находка 2016 года: пара и два птенца. Белый знак вопроса - возможное направление места обитания ещё одной пары серых неясытей.

Цветущая пижма.


Кисть рябины.

Камень в лесу.

Патриарх.
  • До 2014 года пришлось немало поплутать по ночным, лесным дорожкам. Но только  находка 2015 года радикально изменила ситуацию. В 2016 году я уже знал, где искать.
  • Первая ночь, 25 июля 2016 не принесла результата. Я немного провоцировал на том месте, где за год до этого успешно снимал крупную самку серой неясыти. Ответа не было. Великолепный грабовый лес, ночь и тишина. Хотя, неясыти меня слышали, несомненно.
  • А погода была - опять жара с грозами и ливнями. Точно как год назад. Перун властвовал в своих владениях.

Дупло в основании ствола дуба.

Одна из многочисленных лесных дорог.


Остролистый дуб.

Великолепная хозяйка ночного леса в совершенно фантастическом грабовом лесу! Съёмки 9 августа 2015 года.

Листья остролистого дуба крупным планом.
 
Пантерные мухоморы.
Трутовик плоский.
  • 26 июля я долго размышлял - отправляться на поиски или нет. Опять надвигалась новая гроза, а в запасе была ещё одна ночь. Можно было повременить. Но, я как-то решился. И не прогадал!
  • В 23:32 отозвалась самка и два птенца. Произошло это примерно в полутора-двух километрах от места прошлогодней встречи, в великолепном грабово-кленовом лесу. А уже в 23:42 удалось сделать первый снимок.
  • Птенцов было двое. Это хорошо было слышно и по голосам и на фотографиях они заметно различались по вертикальной полосе на лицевом диске.
  • Дети Сатарова леса.
  • Никакой мистики, никаких глупостей. Малыши просто просили кушать и звали маму. Они не понимали, что за шум вдруг возник в их доме, да особо и не обращали внимания на все эти съёмки.
Поле колосьев.
Валуны в лесу.


Стена из валунов.
Тот самый дуб, возле дороги на Попелёво, где и закончились ночные съёмки детей Сатарова леса.
Лишайник - один из видов пармелий.


Край леса.

Именно на этой ели я фотографировал самца серой неясыти в 2014 году.
  • Все съёмки продолжались 25 минут. За это время малыши, подбадриваемые родителями, отлетели по веткам огромных деревьев метров на 150-200 к большой лесной дороге, за которой начиналось поле возле деревни Попелёво. Дальше лететь они просто не могли. Ещё не умели.
  • Поэтому, на красивых ночных дубах, возле самой дороги съёмку пришлось прекратить, что бы дать возможность малышам отдохнуть, успокоиться и получить, наконец-то, желанный обед от родителей.
  • Буквально через пять минут в лесу наступила полная тишина.
  • Очаровательные дети Сатарова леса продолжили свою обычную жизнь. И никакой мистики.

Место, где жил тот самый Сатар. С каждым годом постройки всё более ветшают.
 
 
 




 
Заметки о природе Беларуси.Фото галереи сайта